Самые первые, масляные фонари появились в Москве в 1730 году. Тогда Сенат, готовясь к коронации Анны Иоанновны, повелел установить их на центральных улицах города и в Немецкой слободе как часть праздничной иллюминации. Конечно, и до того в Москве имелись прообразы устройств уличного освещения. Улицы Москвы освещались с помощью жестяных плошек с горящим в них конопляным маслом. Фонарщиками первоначально служили отставные солдаты. За свою работу они получали армейский паек и небольшое жалованье. Фонари первоначально тушили в полночь.
В Европе дела с уличным освещением обстояли немного лучше: «Король-Солнце» Людовик XIV (согласно легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим) еще в 1667 году приказал поставить на улицах огни в особых футлярах на деревянных столбах или прикрепить их на стенах домов. Москва же с наступлением сумерек погружалась во тьму.
Город пустел — обывателям было запрещено выходить вечерами из дому, и только свита, сопровождавшая повозки знати, носилась по улицам вскачь на лошадях, освещая дорогу факелами. Царские дворцы и дома бояр освещались теми же факелами или слюдяными фонарями, в которые вставлялась свечка или фитиль, пропитанный маслом. Это и были далекие прообразы московских уличных фонарей.
А когда в самом начале XVII века в Москве готовилась свадьба царевны Ксении, дочери Бориса Годунова, с датским принцем, царь повелел для торжественной встречи жениха разжечь в Кремле костры на особых высоких жаровнях. В тот раз Москва была впервые ярко освещена вечером.
В петровские времена фонари непременно становились частью ночной городской иллюминации по большим праздникам. Регулярному же освещению города положил начало указ Анны Иоанновны «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей», вышедший в конце 1730 года, когда двор императрицы находился в Первопрестольной. Было велено установить на центральных улицах на столбах и по стенам домов через каждые 10 саженей фонари со стеклянным колпаком и с нитяным фитилем, заправляемые не свечкой, а маслом.
Обязанности по их заправке и починке, равно как и связанные с оными расходы, были возложены, как это обычно водилось в старину, на мирных обывателей. Фонарное освещение в то время предусматривалось «для зимних ночей», то есть на сезонный период с 1 сентября по 1 мая, причем только на 18 ночей в месяц — в остальные фонари заменяла луна.
Масляные фонари просуществовали 130 лет. Горели они довольно тускло и разбрызгивали горячие капли масла, которые попадали на прохожих.
В середине XIX века ввели было спиртовые (или спиртоскипидарные) фонари. В масло стали добавлять спирт для яркости и долготы горения. Однако по вполне понятным причинам это новшество не прижилось. Отсюда как раз и пошло выражение «офонареть». Какой же выпивоха мог пройти мимо очередного фонаря?! Так что после нескольких «остановок» человек хорошенько напивался, и в народе звали его офонаревшим.
Следующими на московских улицах зажглись керосиновые фонари. Это было в 1862 году. Правда они не очень то порадовали жителей. В дождливую, холодную и снежную погоду освещение попросту гасло, вызывая раздражение у москвичей, которые зло язвили: «Не надейся на фонари, лучше на звезды посмотри». Одним словом, керосин не оказался панацеей, хотя и продержался до самой революции. Так-же в Москве параллельно вводилось и популярное в Европе газовое освещение. Следует заметить, что отношение москвичей к газу было противоречивым. С одной стороны, они любовались диво-фонарями, изумляясь, как это воздух может гореть «сам», без фитиля. С другой стороны, многие новинку встретили в штыки, так как газ составил серьезную конкуренцию керосину. «Керосинщики» распускали слухи о вреде газа для здоровья.
Самое интересное, что в то же самое время в Первопрестольной начиналась эра электричества. Его первое появление в городе также оказалось приуроченным к коронации августейшей особы — императора Александра II. В 1856 году изобретатель А.И. Шпаковский установил праздничные огни — «электрические солнца» — на башнях Кремля и в Лефортовском дворце.
А первые в мире уличные электрические фонари были зажжены в Петербурге на Одесской улице. Это было лето 1873 года. Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «… не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет…
Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет». В память об этом событии установлена мемориальная доска на доме номер 60 по Суворовскому проспекту. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга.
Москву же первые электрические фонари осветили в 1880 году. Петровские линии, вокзал Рязанской железной дороги, ресторан «Яръ» и сад «Эрмитаж» — повсюду включение фонарей сопровождалось восторженными аплодисментами.
Источники:
http://www.vmireinteresnogo.com
http://www.megatavr.com
http://lifecity.com.ua
http://refrns.ru