Недавно я писала о том, как в 18 веке в Москве справились с эпидемией чумы. Помогли карантинные меры, своевременное выявление и лечение заразившихся и строгая дисциплина, а также улучшение санитарной обстановки. Как это происходило и о том какую роль сыграл в избавлении Москвы от чумы граф Григорий Орлов вы можете прочитать здесь. В советское время тоже случались эпидемии, но они не получали такой широкой огласки как в настоящее время. И узнать об этом представилась возможность лишь спустя годы, когда были рассекречены многие документы.
Одна из них — эпидемия холеры 1970 года, которая накрыла Каспийский регион нашей страны. По наиболее популярной версии распространилась холера из Ирана. Первые жертвы были зарегистрированы в Батуми в самый разгар бархатного сезона. Заразившиеся холерой люди умирали от быстрого обезвоживания. Проблему борьбы с холерой обсуждали на высшем уровне, была создана Всесоюзная чрезвычайная противоэпидемическая комиссия. В СМИ информация об эпидемии категорически не допускалась. Несмотря на это, в борьбу с ней в той или иной степени включился весь Советский Союз.
Немедленно после выявления холеры крымскую Керчь с ее 160-тысячным населением закрыли для въезда и выезда, объявив карантин. На базе городских образовательных учреждений создали специальные пункты по обследованию претендентов на выезд из города. До тех пор, пока люди не прошли медицинское обследование, из Керчи их не выпускали. Подобные пункты создавались, и на объектах железнодорожного и водного транспорта и были созданы не только в Керчи, но и в Одессе, Астрахани, а также других городах. По некоторым данным, через них прошли в общей сложности около 200 тысяч человек.
Чтобы обеспечить порядок при ликвидации последствий эпидемии холеры, в Керчи были задействованы более 9000 военнослужащих, вертолеты и сторожевые катера. Военные использовались для принудительной госпитализации тех, кто не хотел обследоваться на наличие холеры добровольно. Также неоднократно пресекались несанкционированные попытки пересечения зоны карантина.
Здравницы и пионерские лагеря никого не принимали, всех «дикарей», направляющихся к морю, госавтоинспекторы разворачивали обратно. Интересно, что и урожай, а тогда как раз было время его уборки, тоже не могли вывозить – власти приказали хранить его там, где и собрали.
Больше всего панике были подвержены гости курортного региона. Их оказалось немало — около 30000 человек. Людям, которые находились в Крыму в отпусках и командировках, по распоряжению Совета Министров СССР продлили командировки или отпуска с сохранением заработной платы.
Поэтапная эвакуация гостей Керчи началась в сентябре. Карантин был снят. Угроза миновала. Из города стали ежедневно выпускать до 1500 иногородних.
Интересный факт – в августе, еще во время карантина, был задержан шофер местной птицефабрики, который на служебном транспорте пытался тайно вывезти из карантинной зоны девять человек. Его поймали и приговорили к шести месяцам исправительных работ. Были попытки нарушить карантин с помощью рыбацких лодок и других водных транспортных средств.
Очень правильная и важная мера была принята правительством СССР — постановление «О мерах и защите бассейнов Черного и Азовского морей», согласно ему были выделены огромные средства на строительство водоочистных сооружений, все это помогло дополнительно защитить население от повторного заражения.
В декабре 1959 года оперативно принятыми мерами Москву удалось спасти от черной оспы.
Знаменитый художник-плакатист, вернулся из поездки в Индию с признаками неизвестного заболевания к вечеру того же дня скоропостижно скончался. При участии и консультации опытнейших врачей причиной смерти была названа черная оспа. О том, что давно исчезнувшая болезнь может объявиться вновь, никто даже не думал. Всего за первые сутки оспа поразила четырёх человек, при этом двое из них вообще не контактировали с художником. Через неделю заболевших было уже более десяти. Стало ясно, что Москва находится в шаге от эпидемии.
Выход был один: найти всех, с кем контактировал заразившийся. Были найдены все, с кем художник летел в самолёте, с кем контактировал при получении багажа, затем были проверены их родственники и друзья. Была продела невероятная по масштабности работа, — угроза была колоссальной. Не останавливались ни перед какими трудностями. Когда выяснилось, что одна из контактировавших была преподавателем ВУЗа – на карантин был отправлен весь курс. Один контактер находился в самолёте на пути к Парижу – самолёт тут же развернули обратно в Москву. Тем временем в столицу спешно доставлялась вакцина против оспы.
Всех, кто имел отношение к медицине, включая студентов медицинских институтов, задействовали для проведения масштабной вакцинации москвичей и жителей Подмосковья. Прививочные пункты работали на каждом предприятии и в каждом Жилищном участке, бригады санитаров ходили по дворам и квартирам. Всего за 19 дней были вакцинированы свыше 9 миллионов человек! Надвигавшуюся эпидемию удалось остановить.
Говоря об эпидемиях и болезнях нельзя не упомянуть о скромном докторе, жившем много раньше описываемых событий, который изобрел вакцину от холеры и чумы, а также бесстрашно и успешно испытавший их на себе. Речь идет о бактериологе, иммунологе и эпидемиологе докторе Владимире Ароновиче Хавкине.
Он сумел доказать инфекционную природу холеры. Владимир Аронович был учеником Ильи Ильича Мечникова. Когда он работал в Пастеровском институте в Париже и занимался разработкой вакцин, в России вспыхнула эпидемия чумы и холеры (1892 год). Он незамедлительно предложил помощь и предоставил русскому правительству свои только что полученные разработки противохолерной вакцины. Однако от помощи решено было отказаться, так как в вакцину не особо верили. Тогда доктор Хавкин обратился с аналогичным предложением к властям Индии, где в то время эпидемиологическая ситуация была ещё ужаснее. По-видимому, им терять было уже нечего, и они пригласили доктора к себе в Бомбей для организации проведения вакцинации и спасения местного населения от чумы и холеры. Доктор Хавкин сделал себе прививку при свидетелях, чтобы убедить индийцев в необходимости профилактики эпидемии. Результат, которого он добился, при помощи вакцинации был поразительным и слава о «белом кудеснике» быстро распространилась по всей Индии, и принесла Хавкину всеобщий почет и уважение.
Как мы видим, что героизм отдельных людей, правильные действия правительства, слаженная работа медиков, военных и других специалистов могут предупредить распространение опасных заболеваний.
Взято отсюда