Садан работал помощником-разнорабочим при небольшом магазинчике. Хозяин платил исправно, но и работать приходилось много. Мужчина он был позитивный и жизнерадостный. Работать любил, да и руки у него из правильного места были. Золотые руки. Этим и пользовались. Что кран починить, что электрику, двор подмести, ворота подварить металлические — к нему обращались и он за всё брался. Всё с улыбкой и ладно да складно у него получалось. И сердце у него было доброе…

Чистил он как-то снег перед входом в магазинчик, а тут женщина с сумками вышла из его дверей, а у неё пакет разорвался и все продукты выпали прямо на крыльцо. Мандарины раскатились, картошка посыпалась, йогурт упал, молоко в пакете, связка бананов. Заохала женщина, а Садан поставил свою лопату и подошёл помогать. Кое-как уместили половину в один пакет, а остальное не помещается.

— Где вы живёте? Далеко вам нести? — спросил Садан женщину.

— Да вот, в соседнем доме. Ничего, донесу, спасибо, — улыбнулась женщина, поправив выбившуюся из под шапки прядь волос. На вид ей было лет тридцать. Большие красивые губы, симпатичный носик, а глаза грустные и уставшие.

— Я помогу,— мужчина сильными руками взял пакет из рук женщины, молоко, бананы и, несмотря на все увещевания, что, мол, неудобно и она сама, донёс прямо до её подъезда.

Вернулся он к магазину, а на крыльце телефон лежит. Прямо в каше из мокрого снега. Садан поднял его аккуратно, обтёр и бережно положил в карман. Решил написать объявление. Может, сыщется хозяин.

Тут из-за угла выскочили двое мальчишек лет одиннадцати. Один из них был крепкий высокий, а второй щупленький и маленький. Тот, что покрупнее, догнал другого, стукнул по спине и за шиворот снега насыпал. А маленький проворно схватил лопату Садана и давай колотить обидчика по голове.

— Тихо! Не драться! Нельзя драться. Разве можно так?! Вы дружить должны и помогать друг другу! Человек человеку брат и товарищ! Скорее помиритесь и живите дружно! — налетел на них Садан. Он, забрав лопату, стоял и смотрел на них, сердито сверкая черными глазами.

— А ты кто такой, чтобы нас учить?! Я сейчас отцу позвоню, скажу, что ты меня ударил, будешь знать! — нагло сказал высокий мальчишка.

— Да что ты такое говоришь? Разве я тебя ударил? Ай-ай-ай. Зачем так говоришь? Зачем? Я и пальцем тебя не трогал! Ай-ай-ай, — Садан укоризненно качал головой.

— Садан! Иди сюда! Надо паллеты передвинуть, — выглянул из магазина хозяин, Виталий Сергеевич…

Садан развернулся и быстрым шагом пошел к магазину.

Переделав всю работу, для которой его позвали, Садан вспомнил про телефон. Он по прежнему лежал в кармане его рабочей куртки. Взял он лист бумаги, сел и написал ровным почерком: «Кто потерял телефон, обращаться в магазин. Спросить Садана.» Только стал скотчем к колонне у входа в магазин прикреплять, а тут женщина, та самая, что продукты с утра уронила, идёт и ищет что-то, под ноги смотрит. Мужчина и говорит:

— Вот он, ваш телефон. Цел и невредим. Забирайте, пожалуйста! — и протягивает женщине телефон.

— Ой, спасибо! Какой вы хороший человек! В наше время не часто таких людей встретишь. Благодарю вас! — женщина очень обрадовалась и заулыбалась. От этого её глаза наконец-то перестали быть грустными и стало понятно, что она очень красивая.

— Мне чужого не нужно. Чужое добро впрок не пойдёт! — улыбнулся Садан.

***

На следующий день пятиклассники Паша и Денис сидели, затаившись, в сугробе и ждали, когда появится мужчина. В руках один из них держал петарду. После вчерашней отповеди они решили проучить Садана. Точнее Денис решил, а Паша как всегда не спорил. Будешь тут спорить, когда Денис в два раза крупнее его был! Дружба с ним приносила определенные бонусы — обижать Пашу побаивались, но и слушаться Дениса приходилось беспрекословно. Вот и сейчас, Паша ни за что не стал бы вытворять такое, однако Денис был другого мнения…

Ждать пришлось долго. Руки у Павла закоченели, но Денис велел молчать и ждать. Наконец мужчина вышел. Поправил вязаную шапочку, надел перчатки, взял в руки лопату и начал убирать снег.

— Пора! — скомандовал шепотом Денис, — Кидай!

Хлопок раздался прямо у ног Садана. От неожиданности мужчина подпрыгнул на месте.

— Это что ж такое? Кто тут хулиганит, а? — он стал оглядываться по сторонам. Вдруг на дороге он заметил кошелек.

— Опять кто-то потерял! — сокрушенно всплеснул руками мужчина. Он поднял кошелёк и тут те самые, вчерашние мальчишки, высокий и низенький, появились как из ни откуда и подошли к нему.

— Ты украл деньги! Это мой кошелек. Там было пять тысяч. Ты их украл! Будем полицию вызывать, — нагло заявил высокий.

— Может, не надо полицию, — тихо сказал Паша Денису, — Что мы им скажем?

Но Денис уже орал во всё горло:

— Полиция! Полиция! Он деньги из кошелька украл! — мальчишка настолько злился на Садана за его прошлый урок воспитания, что готов был на всё, что угодно, лишь бы отомстить.

—Я не брал ничего. И петарда — это ваших рук дело, теперь понятно, — спокойно сказал Садан, — И ещё понятно, что вы нехорошие и если не исправитесь, то из вас вырастут преступники, — добавил мужчина.

— Опять он нас воспитывает, — злобно сказал Денис, — На тебе, получай! — мальчишка со всей силы толкнул Садана в грудь, тот отшатнулся от неожиданности, поскользнулся, потерял равновесие, упал на лёд, сильно ударившись головой, и потерял сознание…

***

— Спасибо! Не надо было, мне правда, неловко, — тихо сказал Садан. Он улыбнулся слабой улыбкой и пошутил: «Вы опять на посту?».

Вот уже неделю он лежал в больнице. У него было сотрясение мозга и перелом ноги, на которую он тогда неудачно упал. Валентина зашла к нему в палату и села на стульчик у кровати. Всю неделю она ходила к Садану каждый день, приносила апельсины, сок и даже домашний бульон и паровые котлеты.

…В тот день сын, Паша, в панике позвонил ей на сотовый. Женщина только что пришла домой с работы, бросив сумки прямо в коридоре, она побежала к нему. Там Валентина увидела, как сын со своим другом Денисом стояли у магазина около мужчины, который вчера помог ей донести сумки и вернул телефон. Мужчина лежал на снегу без сознания… Уже начали собираться люди, Денис трусливо сбежал, а Паша просто не мог оставить в беде человека, он позвонил в Скорую и почему-то маме.

Слезы брызнули из глаз доброй женщины:

— Как же так? Как вышло-то?

— Денис его ударил, а он упал!

— Ударил?! За что? Вы с ума сошли? Ты тоже что ли?

— Я нет. Но Денис, как с цепи сорвался в тот день, когда он поругал нас за то, что мы дрались.

— Вы дрались?! Да что же это такое! Чувствовала я, что дружба с этим Денисом до добра не доведёт.

Тут подъехала Скорая и Садана увезли в больницу.

Валентина чувствовала вину за то, что несчастье произошло частично из-за её сына, и навещала мужчину каждый день. Всё-таки кто-то вызвал полицию и один раз в палату к Садану приходил следователь. Садан не хотел портить мальчишке жизнь и упорно повторял, что упал сам. Но следователь сказал, что они отсмотрели данные с видео камер, которые висели у магазина и видели, как было дело. Следователь объяснил, что Садан может написать заявление. Но мужчина наотрез отказался…

За то время, что Садан лежал в больнице, он очень подружился с Валентиной. Когда она приносила ему домашний обед и ловко раскладывала на тумбочке бесчисленные мисочки и баночки, он тихонько наблюдал за ней. Какая же она была красавица!

И Валюше нравился мужчина. Женщине нравилось смотреть на него, когда он кушал принесенную ею домашнюю еду. Садан ел аккуратно и с большим аппетитом, доедал всё до последней крошки, и под конец кусочком хлеба собирал с тарелки всё до капельки. Потом он неизменно благодарил Валентину за чудесную стряпню, а она густо краснела от удовольствия и смущения. 

А ещё Садан оказался очень начитанным, романтичным. Таким старомодным, что-ли… Любил стихи и классику. Валентина работала в библиотеке и с кем, как ни с ней можно было рассуждать на эти вечные темы.

Дело близилось к выписке. Садан сидел на больничной кровати и смотрел на Валентину. На её огромные глаза, которые больше не были грустными. Она рассказала ему, что живет одна, воспитывает сына пятиклассника, а мужа у неё нет. Он ушел, когда мальчику было два года и с тех пор она не знает ничего о его местонахождении. Садан же поведал ей о своей жизни. Что приехал сюда из Киргизии, там у него осталась мама и сестра. А здесь он живёт в общежитии, копит на квартиру…

— Вы ведь не сможете пока работать, — задумчиво сказала Валя. Несмотря на длительное время, они всё ещё обращались друг к другу на «вы», — Перелом ещё не зажил. За вами нужен уход. Кто это будет делать в общежитии? У нас есть свободная комната. Если хотите, можете переезжать к нам, — улыбнулась Валя.

— Я… Мне неудобно… Что люди скажут? Нет… Не могу. Хотя… Есть один вариант… Выходите за меня замуж! — вдруг сказал мужчина задорно блеснув черными глазами.

— Немного не романтичная обстановка для признания, — кокетливо произнесла Валентина.

— Это отказ? — разом погрустнел Садан.

Взгляд мужчины потух, он смутился и стал разглядывать больничный линолеум.

— Я согласна! Но пусть это будет репетиция. Мы сейчас отвезём вещи и поедем с вами в кафе. И вы снова сделаете мне предложение. В подобающей обстановке. И я снова соглашусь, — улыбнулась Валя.

— А вы не передумаете? — спросил Садан.

— Давайте уже на «ты»! — вместо ответа предложила женщина.

— Вот всегда вы так поступаете, женщины. Никакой ясности. Ни да, ни нет: «Кто постигнет улыбку твою, и лазурных очей выраженье»…

 — Афанасий Фет, «К ней», одно из моих любимых стихотворений, — восхищённо прошептала Валюша…

Они поженились вскоре после того как у Садана сняли гипс. Паша очень подружился с мужчиной и даже стал несмело называть его «папа», как будто пробуя на вкус доселе неведомое ему слово. Валюша расцвела. Садан буквально носил её на руках. Старался угадывать каждое её желание. Часто покупал цветы у дедушки, который стоял у пешеходного перехода: садовые ромашки, колокольчики. Валя улыбалась, счастливо вздыхала и говорила: «Как романтично!».

Денис со своими родителями переехали в другой город. Отец его перед этим заходил и предлагал деньги за то, что Садан не стал подавать заявление в полицию. Садан был огорчен и оскорблён в лучших чувствах. Он посоветовал отцу мальчика не сорить деньгами, а лучше следить за парнем, чтобы вырастить из него достойного человека. А Валюша была рада, что они переехали и у сына теперь были другие друзья, но большую часть времени он любил проводить с отцом. Со своим новым настоящим отцом, которым стал для него Садан.

Взято отсюда

Жанна Шинелева на сервере Проза.ру

Рейтинг@Mail.ru