Всем известно, что Семь чудес света — это наиболее знаменитые памятники скульптуры и архитектуры Древнего мира. Они описаны древними историками и путешественниками. Вопросы о Семи чудесах света встречаются очень часто в викторинах и кроссвордах, однако все семь сооружений помнят далеко не все. Давайте вспомним их и рассмотрим каждое из чудес более детально.
Итак, в число Семи чудес света входят:
— Древнеегипетские пирамиды (3 тыс. до н.э.),
— Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (7 в. до н.э.)
— Мавзолей в Галикарнасе (сер. 4 в. до н. э.)
— Храм Артемиды в Эфесе (Малая Азия, ок. 550 до н.э)
— Колосс Родосский (статуя Гелиоса на о. Родос, ок. 292–280 до н.э.)
— Статуя Зевса в Олимпии (Греция, ок. 430 до н.э.)
— Маяк на острове Фарос в Александрии (Египет, 3 в. до н.э).
Египетские Пирамиды. Сооружения для погребения фараонов, свидетельство высокого инженерного искусства 3 тысячелетия до нашей эры, находятся в Гизе, под Каиром.
Самая большая была построена для фараона Хеопса. Именно она является лицом Египетских пирамид и самым масштабным сооружением древности, порождая вокруг себя множество тайн и легенд. Это самое древнейшее из семи чудес света, к тому же, идеально сохранившееся до наших времен. Её также называют пирамидой Хуфу, или просто Великой пирамидой.
Возведение пирамиды заняло целых два десятилетия и завершилось в 2560 году до нашей эры. Высотой в 146,5 метров, она являлась крупнейшим строением в мире на протяжение более 4 тысячелетий. Изначально она была полностью покрыта гладким камнем, который со временем осыпался. Существует множество научных и альтернативных теорий о методах строительства большой пирамиды, от инопланетного вмешательства, до общепринятых, базирующихся на том, что огромные каменные глыбы перемещались из карьеров специальными механизмами.
Внутри пирамиды Хеопса расположены три палаты — усыпальницы. Самая нижняя высечена в основании скалы, на которой построена пирамида. По неизвестным причинам её строительство было не закончено. Над ней находятся палата Царицы и палата Фараона. Великая пирамида является единственной в Египте, где есть и восходящие, и нисходящие коридоры. Она является центральным ключевым элементов комплекса в Гизе, вокруг которого были сооружены еще несколько пирамид для жен фараона, а также другие храмы и гробницы.
Большая Пирамида состоит приблизительно из 2,3 миллионов каменных блоков. Самые большие камни были найдены в палате фараона, и весят 25-80 тонн каждый. Эти гранитные глыбы доставлялись из карьера на расстоянии почти в 1000 километров. По общим подсчетам на строительство пирамиды было потрачено 5,5 миллионов тонн известняка и 8 000 тонн гранита.
Второй по значимости является пирамида Хефрена, сына Хеопса. Её построили на 10-метровом плато, потому она кажется выше пирамиды Хеопса, но это не так. У нее более крутой угол наклона, и расположена она выше пирамиды Хуфу. Её высота — 136,4 метра, в то время как у Хеопса — 146,5 метров. Внутри пирамиды все гораздо скромнее, чем у главной пирамиды Гизы.
Скромный горизонтальный коридор, откуда можно попасть в две палаты средних размеров. Погребальная камера находится в основании сооружения, саркофаг прямоугольной формы отделан отшлифованным гранитом, как и многие другие элементы пирамиды внутри и снаружи.
В наше время пирамида находится в хорошем состоянии, лишь немного уменьшившись в размерах. Великий Сфинкс расположен неподалеку от пирамиды Хефрена и от нижнего храма. Сфинкс полностью высечен из скалы и является древнейшей монументальной скульптурой, сохранившейся до наших дней. Черты лица Сфинкса повторяют лицо фараона Хефрена.
В древние времена комплекс Хефрена включал в себя также пирамиду-спутницу меньших размеров, от которой практически ничего не сохранилось, а также заупокойный храм Хефрена, построенный из огромных блоков гранита весом до 45 тонн каждый. Неподалеку располагался еще один храм в долине, его называют нижним храмом, с множеством скульптур, около 200 экземпляров. Мало какие скульптуры сохранились до наших времен, за исключением скульптуры царя, сидящего на троне, сделанной их диорита
Третьей великой пирамидой является пирамида Микерина. Она самая маленькая из них, и построена позже всего. В высоту она составляет всего 66 метров, а длина основания — 108,4 метра. Согласно историческим свидетельствам, именно эта пирамида, несмотря на свои размеры, была самой красивой из всех Египетских пирамид. Её строили, уже основываясь на предыдущие знания и опыт постройки двух великих пирамид.
О мастерстве строителей говорит хотя бы то, что одна из монолитных глыб внутри храма Микерина весит почти 200 тонн. Это самый тяжелый монолит на всем плато Гизы. Качество огромной статуи царя в центральной капелле храма также выше всяких похвал. Все здесь свидетельствует о стремлении к качеству и красоте. Оригинально было также внешнее исполнение отделки пирамиды. Нижняя треть ее была облицована красным гранитом, середина турским известняком, а верхушка снова красным гранитом. Пирамида Микерина является символом окончания эпохи строительства великих пирамид. Все последующие пирамиды были построены по стандарту, с высотой не более 20 метров.
Висячие сады Семирамиды. При царе Навуходоносоре II (6 век до н.э.) Вавилон достиг величайшего расцвета. Во дворце, стены которого были украшены синими и бирюзовыми изразцами с золотисто-желтыми рельефами, царь для своей жены устроил знаменитые висячие сады.
Сады размещались на широкой четырехъярусной башне, внутри каждого яруса были сделаны кирпичные своды. Террасы, выложенные из огромных каменных блоков, сверху были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. Далее шел слой двойного кирпича, поверх которого лежали свинцовые пластины. Слой плодородной почвы, уложенный поверх этих конструкций, позволял высаживать разнообразные растения. Ярусы садов поднимались уступами и соединялись между собой лестницами, выложенными плитами розового и белого камня.
Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии.
Растения ближних и дальних стран, деревья, пальмы, цветы, вознесенные на большую высоту сложными конструкциями, – все это производило неизгладимое впечатление на людей того времени, сады в пыльном засушливом Вавилоне казались чудом. В 4-ом веке дворец был облюбован Александром Македонским в качестве резиденции, став последним местом его пребывания на земле. После его смерти 172 обставленные с роскошью комнаты дворца окончательно пришли в упадок , за садом перестали ухаживать, сады оказались в запущенном состоянии.
Мощные наводнения (Евфрат во время паводков поднимается на 3-4 метра) разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Висячие сады были уничтожены. И теперь представить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощью собственной фантазии.
Мавзолей в Галикарнасе.
Мавсол, правитель Карии (юго-восток Малой Азии) (правил 377–353 до н.э.), еще при жизни начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе, которая стала называться Мавзолеем.
Задуманный как усыпальница и храм, Мавзолей, построенный греческими архитекторами Пифеем и Сатиром, имел форму прямоугольника с размерами 18,9×42,3×11,1 метра. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещалось богатое скульптурное украшение. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь в прошлом веке при раскопках, свидетельствуют, что скульптуры выполняли великие мастера.
Усыпальница была окружена 39 одиннадцатиметровыми колоннами. Крышей Мавзолея служила пирамида из 24 ступеней, поверх которой возвышалась квадрига — мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии П (работы Скопаса).
В усыпальнице периптера стояли Мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 метров. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название мавзолей.
Мавзолей простоял полторы тысячи лет: лишь в 12 веке он рухнул от мощного землетрясения. В 15 веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые на развалинах Мавзолея возвели замок Святого Петра, использовав мраморные блоки для строительства замка. После изгнания турками крестоносцев на этом месте возникла крепость Бодрум. Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены.
В середине 19 века 12 мраморных рельефов, вмурованных в стены турецкой крепости, были извлечены из нее и перевезены в Британский музей. Галикарнасский мавзолей считается одним из семи чудес света света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование этого памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза Ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу.
Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице. После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, в Нью-йорке. Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных — мавзолей не был посвящен греческим богам. Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса.
Храм Артемиды в Эфесе.
Храм Артемиды в Эфесе был построен на территории нынешней Турции в 5 веке до нашей эры. Отличительной особенностью храма от других античных чудес света является то, что его частично удалось сохранить — руины храма стоят и по сей день.
Город Эфес на побережье Малой Азии, к северу от реки Меандр, был центром почитания богини Артемиды, культ которой слился с культом местной богини плодородия, изображавшейся в виде матери-кормилицы. Согласно легендам, Артемида была сестрой близнецом Аполлона и покровительствовала всей живности, что растет и обитает в полях и лесах. Ко всему прочему от неё зависело счастье в семейной жизни, и даже рождение детей.
Финансировал строительство царь Крез из Лидии, а архитектором был Херсифрон. После его смерти храм достраивал его сын Метаген. Окончательно завершили возведение этого чуда уже другие архитекторы, в первой половине V века до нашей эры. Храм решено было строить на болотистой почве, предварительно укрепив фундамент, чтобы избежать разрушений от частых в тех местах землетрясений.
Архитекторы возвели прямоугольный в плане храм, который был окружен 127 ионическими колоннами высотой 18 метров. В каждом из двух рядов главного фасада стояло по 8 колонн. Внутри находилась огромная 15 метровая статуя Артемиды в виде матери-кормилицы. Скульптура была выполнена из дерева, одежда и украшения — из золота. В украшении храма участвовали лучшие скульпторы Греции. Использовали храм не совсем традиционным образом, помимо богослужений он был к тому же деловым и финансовым центром Эфеса, но совершенно не зависел от властей города.
Несколько раз в своей истории храм полностью разрушался, и снова восстанавливался. В 356 году до нашей эры житель города Эфеса Герострат, решив увековечить свое имя, поджег знаменитый храм: были повреждены стены, рухнула крыша. Решено было вновь отстроить святилище. На собранные средства архитектор Хейрократ перестроил храм, внеся незначительные изменения: было поднято основание храма, увеличено число ступеней. Последующие столетия принесли немало разрушений: в 263 году храм был разграблен готами, во времена Византийской империи мраморные плиты храма использовались для других построек, позже на месте храма была возведена не сохранившаяся ныне христианская церковь.
Но наибольшее разрушение принесла болотистая почва, на которой был расположен храм. В результате раскопок сейчас найден фундамент сооружения, обломки колонн, украшенных рельефами (теперь в Британском музее). В наши дни на месте храма среди руин стоит в одиночестве одна восстановленная колонна.
Колосс Родосский.
Жители острова Родос решили поставить памятник в честь победы 304 года до нашей эры над македонским царем Деметрием I. Около 290 до н.э. у входа в Родосский порт установили гигантскую статую бога солнца Гелиоса, покровителя острова, получившую название колосс Родосский. Согласно древней легенде, Гелиос, бог солнца спас осажденных жителей острова Родос от полководца Деметрия Полиоркета, пытавшегося захватить остров. В итоге, благодаря совету Колосса. полководцу пришлось отступить а остров был освобожден.
Над созданием гигантской статуи Колосса Родосского скульпторы трудились целых 12 лет. Колосс опирался на три массивных каменных столба, скрепленных железными балками. Вся эта конструкция обшивалась бронзовыми листами, а полость заливалась глиной. Жители острова не видели статую до момента окончания строительства, так как окружавшая Колосса насыпь постоянно поднималась для удобства работы. И лишь когда насыпь была убрана, родоссцы увидели своего бога, стоящего на огромном белом мраморном постаменте.
36-метровая статуя в виде стройного сильного юноши-бога с венком на голове вызывала восхищение у всех, кто проплывал мимо острова Родос, а также была видна с ближайших островов. Скульптор Харес из родосского города Линд, украсил статую надписью: «Колосс, на который ты смотришь, высотою 80 локтей (около 32 метров) создал Харес, в Линде рожденный». Изображения этой статуи не сохранилось, поэтому предположений о том, как она выглядела, множество. Наиболее достоверных два: статуя могла стоять в гавани, бог Гелиос, изображенный в полный рост, держал в руках факел, между его широко расставленными ногами проплывали корабли; статуя могла стоять в центре города на высоком мраморном постаменте, подняв правую руку ко лбу, вглядываясь вдаль.
По рассказу Плиния на изготовление статуи было потрачено 500 талантов бронзы (13 тонн) и 300 талантов железа (7,8 тонн). Колосс был отлит по частям, которые поднимали с помощью земляных насыпей. Основой для статуи служили каменные блоки, скрепленные железом. Лицо и корона с семью лучами были позолочены. Просуществовал Колосс около 60 лет.
Колосс Родосский дал начало моде на большие статуи, уже спустя 2 века на острове было построено около сотни больших скульптур. После 220 до н.э. разрушительное землетрясение обрушилось на остров, и статуя рухнула на землю. Самым слабым ее местом оказались колени, сразу же давшие трещину. Еще долгое время Колосс лежал на земле, поражая всех своими размерами. Плиний Старший в своих летописях писал, что мало кому удавалось обхватить обеими руками большой палец на руке громадины. Отсюда и пошло знаменитое выражение: «Колосс на глиняных ногах».
Предпринимались неоднократные и безуспешные попытки восстановить Колосс. Но даже лежащие на земле обломки вызывали восхищение и изумление. В 977 году арабы, захватившие остров, продали бронзовые обломки, которые пошли в переплавку. Так были уничтожены следы знаменитого Колосса, самого недолговечного «чуда света». В 2008 году было принято решение восстановить Колосс Родосский в виде световой инсталляции, на оригинальном месте. Это будет лазерное трехмерное изображение знаменитого Колосса. Немецкий ценитель искусства Герт Хоф планирует выделить около 200 млн. евро на этот проект. Высота нового Колосса будет выше оригинала — примерно 60-100 метров.
Статуя Зевса в Олимпии.
Статуя Зевса в Олимпии была создана греческим скульптором Фидием в 432 году до нашей эры на территории нынешней Греции. Статуя находилась внутри величественного храма, посвященный богу Зевсу. Место это было выбрано не случайно — именно в Олимпии, в храме Зевса ежегодно проводились Олимпийские игры.
Дорический храм, превосходивший по размерам все храмы того времени, был сложен из известняковых блоков, украшен мраморными раскрашенными фронтонами (на одном — изображение состязания между Пелопсом и Эномаем, на другом — битва лапифов с кентаврами) и метопами (изображение подвигов Геракла). Высота статуи составляла около 13 метров. У подножья скульптуры была высечена надпись: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня». Зевс восседал на роскошном троне, верхняя часть тела его была обнажена, нижняя задрапирована в плащ, на голове красовался венок из ветвей оливкового дерева, в одной руке он держал фигурку богини победы — Ники, во второй — жезл, увенчанный изображением орла, священной птицы Зевса.
Специально для сооружения статуи была построена мастерская в 80 метрах от храма, идеально соответствовавшая размеру храма. Работа велась очень тщательно и скрыто от посторонних глаз. Скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. «хрисос» – золото, «элефантинон» — слоновая кость). К деревянной скульптуре крепились пластины из золота и слоновой кости: открытые части тела Зевса и Ники были сделаны из слоновой кости, одежда, венок – из золота. Благодаря особой розовой слоновой кости тело Зевса казалось живым и выглядело очень реалистично. Трон был также сделан из золота и слоновой кости: спинка, подлокотники и подножие были украшены рельефами из слоновой кости и золотыми изображениями богов и богинь. Ноги Зевса были обуты в золотые сандалии и стояли на скамеечке, украшенной золотыми львами.
Более семи столетий величественно восседал Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден землетрясением во 2-ом веке нашей эры. Тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 393 году не были запрещены императором Феодосием I как языческий культ. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость.
К тому времени, по некоторым сведениям, статуя по частям была расхищена грабителями. Существует предание, что в 475 году по приказу Феодосия II, статуя Зевса была перевезена из Олимпии в Константинополь и вскоре погибла во время пожара. Самое большое открытие наших дней, связанное с Храмом Зевса, было сделано в 1954 году. Во время раскопок была обнаружена вышеупомянутая мастерская Фидия, где он создавал статую. Было найдено множество инструментов, и личных вещей скульптора, что позволило ученым частично воссоздать процесс строительства этого чуда света и его дату.
Александрийский маяк.
В Александрии — новой столице Египта, основанной в 332–331 годах до нашей эры Александром Македонским, были построены величественный дворец, парки и сады. Здесь находилась гробница Александра Македонского, Мусейон – учреждение при храме Муз, где жили ученые и поэты, знаменитая Александрийская библиотека, в которой хранились около 500 000 свитков.
В Александрии жили знаменитые математики (Евклид), ученые, врачи, астрономы. Это был крупный культурный центр того времени. Там же для безопасного подхода судов к городу архитектором Состратом был построен Александрийский маяк (ок. 280 до н.э.). Огромная трехэтажная башня высотой 120 метров находилась на восточном берегу острова Фарос. На стене маяка была высечена надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов».
Главной задачей маяка было вести моряков в гавань в ночное время. Прямоугольный в плане первый этаж, сложенный из крупных плит известняка (длина каждой стены — 30,5 метра), был ориентирован по сторонам света. Прямо здесь жили солдаты и рабочие, обслуживающие маяк. Вторая башня была поменьше, в форме восьмиугольника, была ориентирована по направлению восьми главных ветров. Она была облицована мраморными плитами,и служила переходом в самую верхнюю башню в форме цилиндра, где и горел огонь маяка. Второй этаж маяка украшали бронзовые статуи, некоторые из которых служили флюгерами, указывавшими направление ветра. Третий этаж — фонарь был круглой формы, завершался куполом, на котором стояло бронзовое изваяние Посейдона (Зевса), высотой около 7 метров.
Купол опирался на гранитные колонны. Здесь горел огонь маяка, свет которого усиливался путем отражения его в системе металлических вогнутых зеркал. Свет Александрийского маяка был настолько мощным, что его было видно за 60 километров. Для поддержания пламени требовалось много дров, которые подвозились на специальных телегах по пандусу средней башни. Их доставляли наверх навьюченными ослами по винтовой, пологой лестнице. За пламенем располагались зеркала из бронзы, отражающие свет в сторону моря.
Древние легенды гласили, что свет от маяка способен был сжечь вражеские корабли еще до приближения к берегу. Маяк также служил крепостью, наблюдательным пунктом для обнаружения неприятеля. Здесь располагался большой гарнизон. В подземной части сооружения находилась цистерна с питьевой водой на случай осады.
Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 году был сильно разрушен землетрясением. Позже, пришедшие в Египет арабы пробовали восстановить его: до 14 века высота маяка составляла всего около 30 метров. В конце 15 века султан Египта Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость, использовав камни прежнего сооружения. Крепость стоит и по сей день. Бронзовые листы-отражатели были переплавлены на монеты. Французские археологи во главе с Жаном-Ивом Эмперье обнаружили остатки маяка в конце 1994 на дне восточной части гавани Александрии. Часть из них была поднята на поверхность, но большинство все еще остается под водой.
Это место является популярным у дайверов, совершающих туда заплывы. Маяк до сих пор остается символом города Александрии. Стилизованное изображение Маяка можно обнаружить на флаге и печати города, а также на печатях многих государственных заведений, включая Александрийский университет.
Источники:
http://lifeglobe.net
http://retroman.ru